Тюнинг для АЗС Новые технологии управления сбытом нефтепродуктов - Нефтепродукттехника
Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 
+7 (495) 644-04-08
E-Mail: inf@neftprod.ru

Тюнинг для АЗС Новые технологии управления сбытом нефтепродуктов

01.02.2005

Конференция, прошедшая в начале декабря в Москве и посвященная проекту создания информационной системы для управления сбытом нефтепродуктов, реализованному корпорацией "Парус" в ООО "Татойл-Сервис" (одно из эксплуатирующих подразделений "Татнефти"), вызвала широкий интерес у специалистов российских нефтяных компаний, среди которых были, в частности, представители ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, "Сибнефти", "Славнефти", "Роснефти", ООО "Нортгаз", ЗАО НК "Нобель Ойл", ЗАО НК "Сервон", ЗАО "Омхас".

Очевидно, что основой успешного бизнеса сети АЗС является ориентация на потребности клиентов и обеспечение высокого качества услуг. Для того чтобы гарантировать клиентам стабильное качество нефтепродуктов и бесперебойность продаж, эффективно торговать товарами повседневного спроса на АЗС, продвигать новые технологии продаж, обеспечивать высокий уровень сервиса и в полной мере задействовать преимущества других сопутствующих факторов успеха, сбытовому предприятию необходима современная информационная система. О том, какие задачи она решает и каких практических результатов позволяет достичь, рассказывали в основном представители компании-заказчика.

ООО "Татойл-Сервис" является эксплуатирующей организаци ей в структуре ОАО "Татнефть", занимающейся развитием рознично- сбытовой сети и реализацией ГСМ и моторного топлива на территории Московской и Тверской областей. В 2000 году деятельность компании начиналась с эксплуатации двух АЗС, на сегодняшний день их число возросло до 89. На начальном этапе становления сети АЗС управлять движением нефтепродуктов можно было практически "вручную". Но при увеличении числа АЗС объем данных, связанный с учетом работы станций, достиг критической величины. Как отмечает Рустем Багаутдинов, заместитель директора ООО "Татнефть-Москванефтепродукт", "сегодня сеть АЗС компании насчитывает более 400 комплексов, около 90 из которых находится в Московской области. Безусловно, эффективно управлять таким огромным хозяйством без использования информационных технологий проблематично". Такого же мнения придерживается и Вячеслав Веялко, заместитель генерального директора по эксплуатации ООО "Татойл-Сервис": "Высокая динамика бизнеса компании, с одной стороны, и ужесточающаяся конкуренция на рынке нефтепродуктов, с другой, привели топ-менеджеров к пониманию необходимости построения комплексной информационной системы управления, позволяющей осуществлять полномасштабное управление и контроль". Именно поэтому в 2002 году руководство "Татойл-Сервиса" приняло решение перейти от лоскутной автоматизации отдельных бизнес-процессов к внедрению современной информационной системы, реализованной на базе Информационной системы управления "Парус".

Главными целями проекта стали построение системы, позволяющей эффективно управлять стремительно растущей сетью АЗС, получать данные о расходах и доходах по бизнесу в целом и в разрезе каждой АЗС, осуществлять детальный постатейный анализ деятель ности предприятия с предоставлением в головной офис систематических отчетов о расходах и доходах, увеличить эффективность инвестиций "Татнефти" за счет снижения затрат эксплуатирующей компании на реализацию нефтепродуктов, создать единую информационную платформу, поддерживающую процесс принятия управленческих решений.

Главное - результат

Промышленная эксплуатация новой системы началась 1 октября 2003 года. С этого момента "Татойл-Сервис" работает в едином информационном пространстве, созданном на базе ИСУ "Парус", и система постоянно развивается. Не вдаваясь в технологические подробности реализации проекта, по смотрим, каких практических результатов удалось добиться с помощью внедренных решений.

На сегодняшний день в компании решена задача оперативного получения и обработки информации о деятельности АЗС. Решена за счет объединения АСУ ТП АЗС "БУК ТS-G", разработанной ком панией ЗАО "Нефтепродукттехника" и работающей на 65 заправках компании, и модуля ИСУ "Парус" "Розничная торговля нефтепродуктами". Совместное решение позволяет осуществлять:

  • Управление технологическими процессами на АЗС ("БУК TS-G");
  • Сбор баз данных с АЗС (в которых отражены все события, происходящие на АЗС) на коммуникационный сервер "БУК TS-G" в офисе "Татойл-Сервиса" ("БУК TS-G");
  • Конвертацию баз данных и их интеграцию в ИСУ "Парус" ("БУК ТS-G");
  • Сбор и проверку сменных отчетов с АЗС (модуль "Розничная торговля нефтепродуктами" ИСУ "Парус").

Ежедневно в автоматическом режиме с АЗС по GSM-модемам в офис "Татойл-Сервиса" поступают оперативные сведения по основному виду бизнеса и по со путствующему сервису. Также ежедневно специалисты "Татойл-Сервиса" могут предоставлять в управляющую компанию ООО "Татнефть-Москванефтепродукт" и головную компанию ОАО "Татнефть" отчеты об объемах реализованного за сутки топлива в разрезах видов топлива, формы оплаты, а также информацию о поставках топлива. Руководители "Татойл-Сервиса" отмечают, что с внедрением "Паруса" в несколько раз возросла скорость сбора данных и их обработки, а количество ошибок при вводе оперативной информации сведено к минимуму. Если ранее на сбор информации, которая поступала в "Татойл-Сервис" по телефонам, уходило 7-8 часов, то в настоящее время все сменные отчеты после окончания смены в течение 1,5 часов попадают в систему. Это позволило реструктурировать работу диспетчерской службы и дать ей возможность со средоточиться не на сборе информации, а на управлении поставками топлива на АЗС, даже непродолжительный простой которых обходится очень дорого.

На основании известного объема остатков в резервуарах и планируемого потребления, которое рассчитывается с учетом данных за предыдущий трехнедельный период, в системе формируется задание на довоз топлива для каждой АЗС.

Поскольку "Татойл-Сервис" занимается также строительством и реконструкцией АЗС, для компании важно было в рамках проекта внедрения системы оптимизировать и данный вид деятельности. В частности, с помощью системы теперь формируется оперативная и отчетная информация для руководства компании или инвесторов по взаиморасчетам с подрядчиками строительных работ в разрезе объектов, сроков исполнения, договорных обязательств.

Внедрение системы позволило обрабатывать большой объем оперативной информации по строительству и реконструкции. Джемал Багатурия, заместитель генерального директора по строительству ООО "Татойл-Сервис", подчеркивает, что "все заключаемые договора занесены в систему с указанием наименования объекта, сроков исполнения и лиц, ответственных за выполнение работ в срок. Это помогает в работе с подрядчиками. Исключена возможность возникновения ошибок при планировании и поступлении денежных средств от инвестора, так как весь бюджет стройки контролируется системой. Сверх утвержденной сметной стоимости пере расход средств невозможен". В системе есть также возможность провести анализ всех предстоящих затрат по конкретному объекту еще до начала строительства или реконструкциии, как следствие, минимизировать затраты.

Для бухгалтерии вопрос внедрения новой информационной системы стоял особенно остро.

Старой информационной базы уже не хватало даже для формирования данных для бухгалтерского учета. При этом бухгалтерия работала в две смены (с 6.00 до 23.00), так как количество рабочих мест, которые могла обслужить информационная база, уже превышало ее возможности. По мнению Елены Бузаевой, главного бухгалтера ООО "Татойл-Сервис", с внедрением "Паруса" качество работы бухгалтерии значи тельно повысилось — "бухгалтера теперь трудно назвать бухгалтером, он уже далек от конкретных проводок. За персоналом бухгалтерии закреплены функции контроля исполнения договоров, соответствия первичных документов нормативным требованиям...".

Перспективы

По словам представителей ООО "Татойл-Сервис", у проекта есть вполне определенные перспективы развития. Так, в информационной системе планируется реализация решений по управлению процессами бюджетирования и финансового планирования, а также внедрение модуля системы "Парус" "Управление деловыми процессами". Еще один раздел информационной системы должен позволить консолидировать данные еженедельного мониторинга цен на рынке АЗС и объемные показатели рыночных продаж для принятия оперативных решений по изменению розничных отпускных цен на нефтепродукты.

В результате сотрудничества "Паруса" и "Татнефти" родилась идея разработки нового инструмента для мониторинга и анализа деятельности эксплуатирующих организаций и поиска закономерностей. Такой инструмент, исполненный в графической форме, должен позволить удобно, наглядно и быстро обнаруживать определенные проблемы или вскрывать источники дополнительной прибыли в деятельности эксплуатирующих организаций. Фактически это система поддержки принятия решений (СППР). Мониторинг предполагается вести по стандартным разрезам — финансовому (объем продаж, измеренный через объем пролива, и оборачиваемость капитала), клиентскому, производственному и кадровому.

Как мониторинг будет выглядеть на практике, можно представить на примере такого показателя, как оборачиваемость капитала. Общеизвестно, что запасов топлива на АЗС должно быть достаточное количество. Если топливо закончится — это прямые потери, но если на АЗС его избыток — это замороженный капитал. Посредством мониторинга в системе можно визуально контролировать запасы топлива на каждой заправке. Цвет индикатора для каждой АЗС пока зывает уровень запасов. Например, если запас меньше, чем на сутки, — красный, больше, чем на сутки, — зеленый, больше, чем на двое суток, — желтый.

В производственном разрезе мониторинга можно, например, также наглядно контролировать простои АЗС или отдельных топливораздаточных колонок (ТРК) в каждый момент времени. Мониторинг наработки каждой ТРК, отслеживаемый измерением объема пролива через каждый пистолет, позволяет вовремя планировать техобслуживание и ремонты.

Наглядность является серьезным преимуществом предлагаемой СППР. По словам Алексея Казарезова, коммерческого директора ЦКР "Парус", "в общем массиве с гигантским числом транзакций, большим количеством объектов учета и управления только наглядность дает возможность быстро понять, какие сбои в работе есть, и минимизировать затраты". На сегодняшний день данное решение — пока только модель, но специалисты "Паруса" надеются довести ее до промышленной эксплуатации в "Татнефти". СППР включает в себя АСУ ТП, поддерживающую требуемый уровень аналитики, систему учета с поддержкой отраслевой специфики, систему сбора и обработки информации, единое хранилище данных, средства визуализации. По мнению Алексея Казарезова, "может быть, один из самых важных и сложных вопросов, который нужно еще прорабатывать, — вопрос, связанный с наработкой системы показателей, которая базируется на соответствующих методах учета и управления".

В эпоху "тюнинга"

Александр Карпачев, президент Корпорации "Парус", среди множества факторов, которые сегодня влияют на развитие бизнеса компаний, на развитие в них информационных технологий, выделил два ключевых. Во-первых, в условиях ужесточающейся конкуренции, когда борьба идет уже, условно говоря, не за рубли, а за копейки, востребованность и серьезная поддержка будут обеспечены только тем информационным технологиям, которые будут способствовать достижению стратегических конкурентных преимуществ. Во-вторых, как считает г-н Карпачев, на большинстве предприятий уже заканчивается первая фаза информатизации, во время которой разворачивалась инфраструктура, устанавливались серверы, автоматизировались учетные процессы. Что дальше? А дальше на смену общей автоматизации приходит эра специфического "тюнинга" информационных систем на те бизнес-процессы, которые свойственны только вашему предприятию.

Михаил ИГНАТЬЕВ, Нефтегазовая вертикаль № 1,  январь  2005г.


Возврат к списку


Материалы по теме: