Пионеры автоматизации - Нефтепродукттехника
Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
 
+7 (495) 644-04-08
E-Mail: inf@neftprod.ru

Пионеры автоматизации

01.01.2003

"Московский регион"
Региональное приложение №9 к журналу "Нефть и капитал"

Пик интереса к проблемам автоматизации управления АЗС пришелся на 2000-2001 года, когда в московском регионе стремительно росли сети заправок под брендами нефтяных компаний. Сегодня региональный рынок систем управления АЗС насыщен предложением услуг, и новым игрокам приходится доказывать свои преимущества в условиях серьезной конкуренции. Кроме того, клиенту есть, с чем сравнивать, так как предлагаемые сегодня решения появились не на пустом месте. Первую систему автоматизированного отпуска топлива по безналичному расчету Московский производственный комбинат автообслуживания (МПКА) и Инженерный центр "Нефтепродукттехника" (НПТ) внедрили еще в 1991 году. С тех пор в России постоянно идет разработка либо адаптация к отечественным условиям новых технологий автоматизации торговли нефтепродуктами, создание программ и специальной техники.

Задача, которую поставил Совет Министров СССР перед Госкомнефтепродуктом РФ (топливным министерством начала 90-х годов) в специальном поручении в феврале 1991 года, была весьма прозаическая. На волне либерализации внешне-экономической деятельности в столице открыли
свои представительства многие зарубежные ком-
пании, как грибы, росли совместные предприятия, автопарк которых состоял из иномарок, потребляющих преимущественно высокооктановый бензин А-95. Заправиться им в Москве, которая находилась в перманентном бензиновом кризисе,
было практически невозможно.

Чтобы не ухудшать и без того не очень комфортный инвестиционный климат, Госкомнефтепродукт РФ закупил в Финляндии 4 комплекта оборудования для автоматизированного отпуска топлива и поручил МПКА (ей тогда подчинялись все московские АЗС) совместно с ГИЦ "Нефтепродукттехника" организовать на этой базе систему безналичных расчетов. Задача была выполнена: иностранцы получили возможность заправляться Аи-95 на 4 столичных АЗС, не выстаивая сумасшедшие очереди, и хотя цены на бензин здесь были дороже городских, клиентов это вполне устраивало. Топливо отпускалось только юридическим лицам в рамках выделенных лимитов по магнитным картам, которые считывал специальный выносной терминал, а оператор лишь фиксировал объем отпуска топлива. Все расчеты шли через "Нефтьпродукттехнику", которая фактически стала первой в Москве процессинговой компанией.

Однако, два года работы показали бесперспективность использования магнитных карт, которые быстро изнашивались и требовали замены, а также импортного оборудования, не слишком надежного в наших погодных условиях и очень дорогого в обслуживании. Поэтому в 1993 году, когда встал вопрос о расширении сети заправок для отпуска топлива по безналичному расчету без участия оператора, МПКА и ОАО "Нефтепродукттехника" выбрали в качестве носителя информации электронную карту-брелок фирмы Dallas (в упрощенном варианте она повсеместно используется в качестве ключа в домофонах). Такая карточка имеет, как минимум, 10-летний срок эксплуатации и значительно надежнее, чем магнитные и смарт-карты.

Новая система обслуживала клиентов в два раза быстрее, чем оператор, при этом была совместима с любым ТРК отечественного или импортного производства. Уже в течение 1993 года специальные выносные терминалы, подключенные к компьютеру, были установлены на 30 заправках МПКА: операторы могли контролировать на экране монитора процесс заправки и при необходимости останавливать его. Рост сети АЗС, оборудованных терминалами, позволил расширить круг клиентов, а затем и снять всякие ограничения для желающих подключиться к системе безналичных расчетов.

От безналичных расчетов к ТРК и системам управления
К середине 90-х годов топливный рынок Москвы претерпел существенные изменения: шло массовое строительство коммерческих заправок,
которые составили серьезную конкуренцию МПКА.
Не имея собственных ресурсов топлива и достаточных оборотных средств, комбинат попал в зависимость от кредиторов и поставщиков и, поэтому слабо влиял на стратегию развития бизнеса, ограничиваясь эксплуатацией АЗС. Тем временем, помимо НПТ, которая обслужила расчеты по электронным картам на половине заправок МПКА, с комбинатом начала работать другая процессинговая компания – "Автокард", развивавшая платежную систему на основе талонов и смарт-карт.

В условиях стремительного расширения рынка ориентироваться на одного, пускай и самого
крупного в городе оператора АЗС было недальновидно, кроме того, уже в 1995 году для руководства ОАО "Нефтепродукттехника" стала очевидна бесперспективность позиции чисто процесинговой компании. Ведь обеспечение безналичных расчетов – это лишь одна из многочисленных опций единой системы управле-
ния АЗС.

Проанализировав уже полученный опыт, компания решила расширить поле деятельности, взяв ориентир на разработку и внедрение комплексной автоматизированной системы управления АЗС, совместимой с современным топливораздаточным оборудованием. Это был перспективный ход, поскольку на московском рынке уже появились качественные немецкие ТРК, которым отдавали предпочтение дальновидные владельцы АЗС, а предлагаемые поставщикам системы управления
не были адаптированы к российским условиям, что снижало эффективность дорогого оборудования.

Автоматизация отпуска топлива через ТРК – это базовая функция системы управления АЗС, которая
не должна иметь противоречий с протоколом, регламентирующим работу колонки. Но такие противоречия почти неизбежны при интеграции
ТРК в одну из стандартных систем управления. Поэтому в НПТ сделали ставку на доскональное
знание колонки, и в 1996 году компания стала официальным торгово-сервисным представителем крупнейшего германского производителя ТРК – компания Tankalangen Salzkotten GmbH®.

Старая любовь не ржавеет

Хотя основной специализацией ОАО "Нефтепродукттехника" уже много лет является продажа и обслуживание ТРК немецкого производства, а также оснащена АЗС совместимыми с ними системами управления, компания не оставляет вниманием и безналичные расчеты за топливо. Только функции процессинговой компании выполняет самостоятельный оператор "Эл-Контракт", который занимается обслуживанием клиентуры, заключает договора, выдает карточки, обслуживает платежи и подключение необходимого оборудования. Бизнес организован так, что управление картами осуществляется централизованно из офиса, в максимально комфортном для клиента режиме: изменение состояния карты выполняется по звонку или письму, чтобы люди не тратили время на поездку в офис.

При использовании электронных карт к пульту управления на АЗС подключается внешнее считывающее устройство, которое обеспечивает отпуск топлива в автоматизированном режиме без участия оператора. Человек подъезжает к АЗС, касается чипом электронной карты считывающего устройства, вводит пинкод (каждая карта защищена индивидуальным паролем для защиты от несанкционированного доступа), далее выбирает номер шланга, количество горючего и заправляется, если нужно, получает чек. Оборот топлива на нескольких десятках АЗС, расчеты за которое осуществляется через "Эл-Контракт", достигает сегодня 1000 тонн в месяц. 

автоматизация АЗС пионеры

Получив доступ к заводской документации, российские специалисты постарались обеспечить совместимость системы управления со всеми модификациями немецких колонок разных лет выпуска. Представители завода оценили разработки "Нефтепродукттехники" и отказались от создания собственной системы управления для России, передав это право российской компании. Альянс состоялся, и последние 7 лет НПТ продвигает на рынок одновременно немецкие топливораздаточные колонки и собственное оборудование для систем управления ТРК и АЗС в целом, обеспечивая их монтаж, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Правда, партнер компании за это время несколько раз менял название, активно участвуя в интеграционных процессах производителей оборудования для АЗС. Сначала крупнейший в Европе производитель ТРК германская Tankalangen Salzkotten GmbH® объединилась с мировым лидером отрасли компанией Gilbarco® под новым наименованием Marconi Commerce Systems®. А в начале 2002 года произошло слияние Marconi® с ведущим мировым производителем средств контроля и измерения для топливных резервуаров и трубопроводов компанией Veeder-Root. Новая компания, ежегодный оборот которой превышает 4 миллиарда долларов, представляет себя на рынке под общим названием Gilbarco Veeder-Root®.

Надежность превыше всего
Безусловно, российским специалистам приятно работать с таким грандом мировой индустрии ТРК, как Gilbarco®. Однако, комфортные условия, которые обеспечивают "Нефтепродукттехника" при продвижении немецкой продукции на российском рынке (кстати, одном из самых емких и перспективных в мире), тоже стоят дорогого.

Главные требования, которые предъявил производитель своему партнеру, – обеспечение надежной работы колонок и минимизация их сервисного обслуживания. Они были соблюдены, во-первых, благодаря корректной работе ТРК с системой управления, во-вторых, надежности российского управляющего комплекса. Последний момент стал особенно важен после дефолта 1998 года, когда конкурентоспособность импортной техники резко снизилась, в то время как "Нефтепродукттехника" могла обеспечить сборку оборудования из импортных комплектующих по приемлемой цене, а также его адаптацию к постоянно изменяющимся требованиям российского законодательства (в частности, по применению контрольно-кассовых машин).

Чтобы обеспечить стабильность совместного продукта, специалисты НПТ находят и отлаживают неизбежные для техники ошибки протоколов, а завод, со своей стороны, тестирует все версии нового программного обеспечения. Описание возможностей системы управления занимает свыше 250 страниц, тем не менее, проектируя систему, "Нефтепродукттехника" добилась, чтобы управляющий комплекс был настолько прост в эксплуатации, что человек, незнакомый с компьютером, уже через 3 часа мог бы приступить к работе, а обучение персонала позволило сократить потребность в сервисном обслуживании до минимума.

В итоге, если системой управления и оборудования компании в различных конфигурациях оснащены порядка 900 АЗС в целом по России, то только с одним клиентом заключен сервисный договор. "Мы бы не удержались на рынке, если бы оборудование требовало постоянного обслуживания, – сказал заместитель директора АО "Нефтепродукттехника", Сергей Вахменцев. – Где-нибудь в отдаленном регионе, на трассе станция не может простаивать в ожидании сервисного обслуживания оборудования, так как это означает огромные потери для владельца АЗС."

Как показывает опыт, первыми вырабатывают ресурс компьютеры, которые быстро устаревают, значительно позже у владельца появляется желание сменить колонки, и система управления продолжает работать. Правда, управляющий комплекс НПТ тоже совершенствует, предложив в 2000 году на рынок новый универсальный пульт дистанционного управления ТРК "БУК TS-G" (где TS – Tankalangen Salzkotten®, а G – Gilbarco®).

Система ориентирована на решение конкретных задач контроля и управления станцией: в базовом варианте это управление ТРК и учет отпущенного топлива, а по мере необходимости можно наращивать дополнительные опции. Например, налоговые органы требуют обязательного подключения фискального регистратора (ККМ), который печатает чеки автоматически при включении ТРК. Чтобы обеспечить единый учет топлива на АЗС, можно подключить к компьютеру уровнемеры, в этом случае оператор получает точную информацию о состоянии запасов (залив, расход, количество, плотность, температура, подтоварная вода и так далее), что позволяет оперативно заказывать топливо, а также исключить злоупотребление работников, которые стимулируют бесконтрольность.

Некоторым клиентам нужно не только периодически получать информацию с АЗС, но и отслеживать ее в режиме "онлайн" в офисе сразу по нескольким станциям (особенно это актуально для крупных компаний), в этом случае система решает задачу сбора и передачи данных. Также возможно подключение опции учета продажи товаров в магазине: в большом магазине организуются отдельные автоматизированные рабочие места, а в маленьком (только сопутствующие товары) – система  позволяет поставить на продажу оператора.

Естественно, одной из главных функций системы управления остается обслуживание систем безналичных расчетов за топливо, с чего, собственно, и начинала "Нефтепродукттехника". Система позволяет обслуживать несколько альтернативных платежных систем, использующих магнитные, электронные и смарт-карты, а также принимать дисконтные карты со штриховым кодом при продаже топлива и товаров. Конфигурацию терминалов для авторизации этих карт, которые подключаются к пульту управления системы, определяет владелец АЗС в соответствии со своими приоритетами.


Возврат к списку


Материалы по теме: